Седмичный круг Богослужения.

Мысль написать о седмичном круге Богослужения: откуда он взялся, что лежит в его основе – возникла у меня после примерно такого разговора, который однажды произошел с моим товарищем в столовой:

– Что это у тебя: один день постный, другой нет.

– Потому что почти каждая среда и пятница у православных – постные дни.

– А почему именно эти дни?

– Очень просто: в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Его распяли.

– А почему это каждую неделю вспоминается, ведь событие однажды произошло, можно было бы и раз в год?

– Но ведь Воскресение Христово отмечается еженедельно, и это древнейшая практика.

Действительно, почти все люди имеют рабочую (или учебную) неделю, а потом – выходной. Один или два – это у кого как, но день, именуемый воскресеньем, выходной почти у всех. Меж тем причина, почему именно этот день недели является выходным, лежит на поверхности. И заключается она в том, что в этот день празднуется Воскресение Христово, т.е. Пасха, откуда и пошло русское название этого дня. В храмах накануне вечером и в самый воскресный день утром совершаются праздничные службы. И совмещать радость праздника с обычными заботами и делами считалось и считается неуместным, поэтому все дела, которые можно отложить, в этот день откладываются, не делаются, и в славянских языках (в том числе и в церковно-славянском) воскресный день называется Неделей. Изначально же этот день назывался день Солнца, или день Господень, как это читается в древних памятниках.

Впервые упоминание о семи днях встречается в самом начале книги Бытия, когда описывается сотворение Богом мира. И в конце творения, сказано, Бог почил от всех дел Своих:

«И благослови Бог день седьмый, и освяти eго: яко в той почи от всех дел Своих, яже начат Бог творити.» По-русски: «И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.» (Быт. 2, 3)

Но указание на отдых от своих обычных дел для человека встречается впервые гораздо позже, а именно в книге Исход, когда Господь дает пророку Моисею, а через него и всему еврейскому народу, вышедшему из Египетского плена, закон, и особенную его часть – 10 заповедей, одна из которых гласит:

«Помни день субботный, eже святити eго: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякаго дела в онь ты и сын твой и дщерь твоя, и раб твой и раба твоя, и вол твой и осля твое и всякий скот твой, и пришлец обитаяй у тебe: зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и почи в день седьмый: сего ради благослови Господь день седьмый и освяти eго.» По-русски: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои: а день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исх. 20, 8 – 11)

В этот день евреи должны были отлагать свои житейские попечения ради воспоминания пасхи – исхода из Египта. Такой седмичный (семидневный) уклад жизни человека оказался настолько удобным и естественным, что искусственные попытки изменить его ни во времена Великой Французской революции, с их новым календарем и декадами, ни в Советской России с пяти- и шестидневками успехом не увенчались. К сожалению, в современном обществе так же не понимают, что воскресенье не просто выходной и нерабочий день, как во времена Христа фарисеи забыли, ради чего была установлена суббота – ради празднования пасхи.

Пасха ветхозаветная – освобождение из Египетского рабства – была прообразом Пасхи новозаветной – освобождения человека от рабства греху. Прообразовательный смысл ветхозаветной пасхи отражен и в церковном Богослужении. Например, в службе Великой Субботы есть такие слова: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: И благослови Бог день седьмый. Сия бо есть Благословенная Субота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий. Смотрением, еже на смерть, плотию субботствовав, и во еже бе паки возвращся воскресением дарова нам живот вечный, яко един Благ и Человеколюбец» (Утреня, стихира на стиховне, глас 8; прослушать в формате MP3, 1.18Mb, в исполнении хора братии Валаамского монастыря). Как при творении мира, сотворив все «добро зело», Господь упокоился от дел Своих, так и здесь, восстановив на Кресте первозданную человеческую природу, освободив человека от рабства диавола, Господь Иисус Христос «плотию субботствовав», как говорит Церковь, «животоестественным и спасительным уснув сном» (синаксарий Великой Субботы). Воскресением же Своим Христос являет нам, что попрана смерть победой, «и мертвый ни един во гробе» (свт. Иоанн Златоуст, Слово огласительное на Святую Пасху). Радость Воскресения Христова есть радость будущего века, будущей жизни, которая прежде человеку была недоступна. Ныне же «вся исполнишася света: небо же земля и преисподняя. Да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается» (Пасхальный канон, песнь 3). «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется: Христос бо воста, веселие вечное» (Пасхальный канон, песнь 1).

Именно поэтому день Воскресения Христова стал почитаться первыми христианами не меньше, чем суббота. Как издревле иудеи праздновали пасху – исход из Египта – и еженедельно, и ежегодно, так и христиане стали праздновать Пасху – Воскресение Христово – и еженедельно, и ежегодно. Еженедельное празднование Воскресения было настолько естественным и самоочевидным, что везде, повсеместно, принималось одинаково и отмечалось тоже одинаково, чего нельзя сказать о праздновании ежегодном: некоторое время в разных местах дата празднования Пасхи была разной, в разные дни оканчивался предпасхальный пост.

Но Воскресения не бывает без Креста. Христос не просто воскрес: Он умер ради нас на кресте и воскрес. И это христиане никогда не забывали. День распятия и смерти Христа отмечался и отмечается постом. Пост – это не только ограничения в пище. В первую очередь Богослужение постных дней наполняется песнопениями, обращающими мысленный взор молящегося на Голгофу, на распятого Христа. Не забывали христиане и предательство одного из ближайших учеников Христа – Иуды. В день предательства – среду – также установлен пост. Эти еженедельные посты отменяются только в дни величайших праздников – в Пасху на Светлой седмице, в Пятидесятницу на седмице после праздника, в Рождество Христово до кануна Богоявления – и лишь «гастрономически», т.е. только в пище, за 2 недели до начала Великого поста, некоторым образом в Сырную седмицу (на Масленицу).

Суббота как праздничный день до сих пор остается в Церкви, но не так, конечно, как воскресенье. Так, в субботы особым правилом запрещены посты (тогда как для воскресенья такого правила нет – само собой разумеется, что в Пасху, даже еженедельно воспоминаемую, поститься кощунственно; но тут имеется в виду опять же не гастрономия), есть только одна постная суббота – Великая Преблагословенная Суббота. В субботу совершается память всех святых, и память всех скончавшихся христиан. Именно на субботы приходятся все так называемые родительские дни, кроме Радоницы. А поминовение усопших в Церкви не связано со скорбью и отчаянием, а наоборот, с радостью о том, что человек в вере окончил свой жизненный путь и ныне со святыми предстоит Богу.

Остальные дни седмицы были наполнены особыми памятями много позже. И теперь в понедельник совершается память в честь небесных сил бесплотных: святых ангелов, вестников Божиих к людям, хранителей и наставников человека ко спасению. Во вторник совершается память в честь последнего ветхозаветного пророка, величайшего из рожденных женами, по словам Христа, – Иоанна Предтечи, проповедника покаяния. В четверг совершается память в честь богопроповедников, вестников благой вести о Воскресении Христа во все концы вселенной – святых апостолов. Также в этот день может совершаться память особо чтимых святых, как совершается память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. В некоторых храмах по четвергам совершаются акафисты особо чтимым в той местности святым.

Итак, в первый день седмицы, в день, в который Бог мир привел от небытия к бытию, провел Израильский народ сквозь Чермное (Красное) море, избавив от преследования фараона, в день Благовещения, воспоминается Восресение Христово. Во второй день седмицы, в понедельник, совершается память в честь святых ангелов, во вторник – Иоанна Предтечи, в четверг – святых апостолов и святителя Николая. В среду и пяток – распятие и смерть Спасителя. В субботу, день упокоения, совершается память всех святых и всех преставльшихся православных христиан. И венчает Богослужебный круг Воскресение Христово, как день первый и день последний, прообраз нескончаемого дня всеобщего воскресения, «жизни будущаго века», Царствия Небесного, дарованного людям Воскресшим Христом. Поэтому в этот день отменяются великие (земные) поклоны, потому что мы, как совоскресшие Христу, радуемся Воскресению, и молимся стоя прямо.

Воскресения день, просветимся людие: Пасха Господня, Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поюще. (Прослушать в формате MP3 (1,76Mb) или в формате Audio Real (451kb), в исполнении хора братии Валаамского монастыря).