Книга Бытия (I, 1–13)
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
Первые строки книги Бытия переносят нас к первым дням творения. «В начале сотвори Бог небо и землю». Здесь речь о всей вселенной, а не только о нашей солнечной системе. Интересна такая деталь: в еврейском тексте книги Бытия слово «Бог» во множественном числе. Можно думать, что этим подчеркивается участие всей Св. Троицы в создании мира. Мира видимого и невидимого, мира материального и духовного. Первоначальное состояние всего сотворенного – мрак и неустроенность. Над этим океаном еще не сформировавшихся систем прозвучали творческие слова: «да будет...». Пусть теперь называется это импульсом, суть не меняется. Одного мгновения воли Творца достаточно, чтобы возникло самое необходимое для жизни: забрезжил свет. Еще не солнечный, но свет. Первое движение в этом творческом акте – радость творения («и виде Бог свет, яко добро»). Естественно, свет организовал смену дня и ночи. И по твердым законам природы, которые Бог положил в основание всего мироздания, организовалась вся жизнь. Здесь «твердь» надо понимать не только как что-то из сотворенного в материальном мире, но и непреложность, неизменяемость законов. Сначала создается стройный порядок движения всех галактик, потом уже и органическая жизнь на земле. Этим и завершается третий день творения.
Почему в навечерие Рождества Христова вспоминает об этом Церковь? Потому что с момента Рождества Христова весь мир в духовном отношении как бы воссоздается. Светает во мраке греховном. Восходит заря освобождения от рабства греху, проклятию и смерти.
Книга Чисел (XXIV, 2–3, 5–9, 17–18)
Был на Валааме Дух Божий. И произнес он притчу свою и сказал: как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.
В словах второй паремии мы слышим благословение Валаама и пророчество о звезде от Иакова.
В конце 40-го года своего странствия по Аравийской пустыне израильтяне достигли Моавитских владений на восточном берегу Мертвого моря. На пути в Палестину они встретили владения Сигона, царя аморрейского, которого просили пропустить их, обещая мирно пройти, никого не обижая. Тот не поверил им и встретил как врагов. Израильтяне отнеслись к такой встрече как к началу столкновения и ринулись в битву. Одолев царя аморрейского, они овладели всем его царством. Так же было и с Огом, царем васанским. Подошли израильтяне и к Иерихону и расположились лагерем вокруг укрепленного города. Победы их страшили моавитян, хотя иудеи не грозили им. Царь моавитян Валак, не желая опасного соседства, послал своих людей в Месопотамию к знаменитому тогда прорицателю Валааму. Он просил его прийти, чтобы проклясть Израиль. Зачем нужно было Валаку это? Чтобы проклятие привело к гибели Израиля, тогда не надо будет постоянно тревожиться при виде воинственно настроенных соседей. Как же Валаам мог быть пророком, если он жил не среди избранного народа? Он жил там, где когда-то жил Авраам, потом Иаков и часть потомков патриарха. Среди них хранилось понятие об истинном Боге, и он мог это знать. Приглашение Валака обещало ему дары, и он не устоял перед таким соблазном. Прибыв к Валаку, он приказал устроить семь жертвенников, чтобы принести сначала жертву Богу, потом изречь проклятие Израилю. Благословив Бога, Валаам не смог тут же извергать проклятия. Он почувствовал, что им движет сила, которой он не может противиться, он только орудие этой силы. Он говорил притчами, не всегда всем ясными, но пророческий смысл сказанного улавливался всеми. Валаам, глядя с горы на стан израильтян, сказал, что хороши дома и кущи израильтян. Чем хороши потрепанные за долгие годы странствий палатки кочевников? Почему он сравнивает их с дубравами, цветущими садами, кедрами, растущими около источников вод? Потому что он предчувствовал скорее, чем ясно видел, самое ценное в стане этих племен – присутствие Господа (в скинии свидения). Радость этого присутствия можно выразить лишь самыми желанными сравнениями и образами. В речи Валаама все видели не проклятие, а благословение народу, который в будущем еще даст миру Владыку всех. Слова о Том, Кто будет обладать всеми, одни воспринимали как пророчество о грядущем властелине вселенной, другие – как предзнаменование своего порабощения. Между тем одни образы красоты и силы Израиля сменялись другими. Его сравнивали с единорогом (носорогом), о котором древние знали, что это животное может ломать деревья, разбрасывать камни, ударить рогом так, что любой слон или лев погибнет. Ему не страшны стрелы и зубы тигра. Если Израилю Бог даст такую силу, то, конечно, все его враги будут истреблены, и он поселится в земле обетованной... Так и случилось в царствование Соломона. Народ мог наслаждаться миром, а для соседей был страшен, как спящий лев, или даже львенок, которого нельзя безнаказанно беспокоить. Валаам говорил слова, которые когда-то услышал Авраам от Господа: «благословящие тя благословени...». Этим он дал понять Валаку, что народ Божий проклинать нельзя, этим навлечешь на себя гнев Божий. Валак был очень недоволен поведением Валаама и велел ему убираться домой. Пророк сказал, что уйдет, но он должен прежде сказать о том, что видит вдали веков: от Иакова воссияет Звезда, то есть в Израиле будет такой могущественный Царь, который победит князей Моавитских, одолеет Едом (т. е. потомков Исава, старшего брата Иакова, враждовавших с Израилем), пленит всех сынов Сифовых (т. е. весь род человеческий, так как через Сифа, точнее от Ноя, его потомка, земля снова стала обитаема после потопа). Исторически это пророчество можно было бы отнести к царю Давиду, который 2/3 части моавитян истребил, а последнюю треть обратил в рабов, но основной смысл пророчества не во внешних победах одного народа над другим, а духовное превосходство христианства над язычеством.
Звезда от Иакова – это прообраз Христа, соединившего в Себе сияние славы Отчей и духовной власти над миром. Поэтому пророчество Валаама читается в праздник Рождества, когда Церковь празднует исполнение этого. Многие отцы Церкви слово о звезде относят к явлению звезды над Вифлеемом. Они говорят, что волхвы знали древние пророчества, и в явлении чудесной Вифлеемской звезды увидели указание на явление в мир Мессии, Избавителя. Все-таки вернее в словах Валаама видеть указание на Самого Мессию, явление Которого в мир будет путеводной звездой для ищущих Царства Небесного. Звезда же Вифлеема – лишь видимый отблеск Его грядущей славы и радости всех верных Ему.
Книга пророка Михея (IV, 6–7; V, 2–4)
В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.
Паремия посвящена пророчеству Михея о рождении Христа в городе Вифлееме.
Вифлеем, один из древнейших городов, был родиной Давида. Располагался он в 10 верстах к югу от Иерусалима. Первоначально он назывался домом Ефрафы, так как одним из родоначальников жителей этого города был Ефрафа, правнук Иуды (1 Пар. IV, 1 – 4). Город этот был незначительным по количеству жителей, но именно в нем надлежало родиться Спасителю, Мессии. Его ждали не просто как царя, царствующего над Своим народом, но как Избавителя, Который объединит тех, кто мечтает не о земном владычестве, а способен увидеть в Нем посланника Божия, Которому дано Царство над всеми народами. То, что Он родится на древней земле царя Давида, – особая радость для всех, ожидающих Его явления. Все уверовавшие будут единым стадом, у которого один Пастырь. Он будет стоять на страже, зорко следя за тем, чтобы никто не потерялся, не отстал, не заблудился. Он будет беречь и защищать Свою паству, поэтому для верных Ему будет радостью жить с Ним, разделять Его славу и величие. Он в конце концов одолеет всякое сопротивление и будет сиять «даже до конец земли».
Рождение Спасителя пророк предсказал за 700 лет, чтобы люди жили надеждой. Это пророчество читается и на первом часе, и на вечерне, где присоединяется еще несколько строк о милости к «дщери Сионовой», то есть ко всему израильскому народу. За неверность Богу этот народ будет разбросан, как разбрасывает ветер поломанные ветви, но впоследствии Господь пожалеет их (если смирится народ и покается), сохранит остаток верных. Но это относится не к одним иудеям, а ко всем уверовавшим. Вера во Христа дает права избранного народа всем, и потому говорится о новом Израиле, то есть о Церкви Христовой. «Остаток», то есть духовные наследники верных Христу израильтян вместе с уверовавшими в Христа народами составят Церковь, которую не одолеют врата ада, так как сохранять и беречь ее будет Сам Христос.
Книга пророка Исаии (XI, 1–10)
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава.
Слова пророка Исаии о Мессии как о жезле из корня Иессеева составляют четвертую паремию.
Иессей был простым гражданином Вифлеема. Давид, его сын, стал царем. Впоследствии все цари были из рода Давида до плена Вавилонского. После плена опустел престол Давида. От великого царственного древа остался один корень. Но Давиду было открыто Богом, что престол его не уничтожится, что из его рода будет великий потомок, который не только обновит славу рода, но, самое главное, обновит и оживотворит все человечество. Этот отросток от древнего корня, или отрасль корня Иессеева – Христос Спаситель. Родился Он во время крайнего оскудения этого рода. Бедность, беззащитность, отсутствие даже самых необходимых средств к жизни привели к тому, что потомку царя не было места среди людей и для новорожденного пришлось искать место в загоне для скота. Однако именно Ему предстояло совершить величайший переворот в судьбе человечества. Для этого Ему нужна сила от Бога, как никому другому. Потому мы слышим, что Исаия говорит о даровании Ему Духа Божия, Который и будет всегда с Ним. Выразится это прежде всего в даровании премудрости и разума. Казалось бы, эти понятия очень близки, однако в премудрости пророк видит высшую степень восприятия Истины, а в разуме – способность это познание применить на деле. Нужен еще и дух совета, чтобы безошибочно поступать так, как надо. Нужна и крепость, чтобы решение приводить в исполнение. Необходимо ведение, чтобы истинным было богопочитание и благочестие вытекало из него. Все необходимые духовные дарования Христу как человеку завершаются и венчаются страхом Божиим. Им только и держатся все остальные. Без него невозможно благоговение, смирение, богопочитание. Сам Он будет судить не по славе, то есть не считаясь с общественным положением или мнением других о человеке, но по сердцу каждого, которое открыто Богу. Суд Божий справедлив и беспристрастен. Окончание этой паремии рисует нам блаженство райское, которое возможно лишь среди верных Богу, когда мир и любовь будут царствовать в обществе христиан, и не будет страха перед насилием и коварством. Буквально оно исполнится лишь тогда, когда Господь «духом уст... убьет нечестивого», то есть антихриста. Верные Господу будут «на горе святей Моей», преодолев все слабости и пороки, беззлобны, бесхитростны, просты, чисты, искренны, послушны единому пастыреначальнику – Христу. Почему святость и блаженство неотделимы от горы? «Гора святая» – это Церковь. В древности гора Сион и венчающий ее храм сливались в одно представление о месте особого присутствия Божия. Вся земля познает Господа, и это исправит умы и сердца, сделает всех кроткими и жизнь покойной и радостной. Возможно, это будет потому, что предреченный пророками Мессия будет не земным властителем вселеной, а Предвечным Богом, Спасителем мира. Вера Ему, надежда на Него и любовь к Нему сделают весь мир – новый – Вселенскою Церковью, и верных Ему – блаженными.
Книга пророка Варуха (III, 36–38; IV, 1–4)
Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя – чужому народу. Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу.
Паремия продолжает тему пророчества Михея, подчеркивая величие события, – явление Бога на земле. Некоторые исследователи считают, что слова этого пророчества принадлежат не Варуху, а Иеремии, так как книга Варуха продолжает книгу прор. Иеремии, его учителя и друга.
«Сей Бог наш...» Эти слова написаны в Вавилоне в годы пленения. Они напоминают современникам плененного пророка (а вместе и всем христианам), что главное их сокровище – Бог наш – не пропало, не потеряно. Он дал Своему народу, Им возлюбленному, мудрость, заключенную в законе Моисеевом. Оценить это в годы нестроений, шатаний, бездорожья особенно важно. Но и этим не исчерпывается Его забота о Своих людях. Он Сам придет на землю и будет жить среди людей. Пророк это так ясно себе представляет, будто видит своими глазами. Строка пророчества вошла в церковную песнь: «Царь Небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе». Чтобы жить в соответствии с повелениями Господа, надо знать закон, данный Богом, и исполнять его. Для исполняющего закон будет светом во тьме жизни. Кто же не послушает Бога и не будет исполнять повеления Его, того отвергнет Бог. Место отпадших пустовать не будет, Бог найдет Себе верных из числа язычников. Пророку хочется воодушевить своих, и он снова повторяет: мы блаженны уже потому, что нам Господь открыл, что делать, чтобы благоугодить Ему.
Книга пророка Даниила (Дан. II, 31–36, 44, 45)
Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царем и значение его. Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!
Объяснение сна Навуходоносора Даниилом составляет шестую паремию.
Навуходоносор видел сон, взволновавший его, который он никак не мог вспомнить при пробуждении. Он собрал своих мудрецов и велел им не только напомнить сон, но и объяснить его значение. За неисполнение приказа грозного повелителя они могли лишиться жизни. Даниил жалел их и усердно молился, чтобы Господь открыл ему, что видел во сне царь, и как понять этот сон. Даниилу позволили говорить с Навуходоносором, и он сказал, что видел царь истукана с золотой головой, серебряной грудью, медным туловищем и глиняными ступнями. Внезапно от ближайшей горы оторвался камень и, набирая скорость, ударил истукана. Тот не просто свалился, а разлетелся в прах, осталась от него одна пыль. Камень, казавшийся сначала маленьким, становился все больше и больше и «исполни всю землю».
Главное внимание этих пророческих слов направлено на то, что камень – прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. Земные понятия власти и славы целиком во власти «князя мира сего». Придет конец и этому князю, и его владычеству над миром. Христос станет краеугольным камнем нового царства – духовного, которое из малого в начале станет большим и сильным. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался и сокрушил истукана, стало прообразом рождения Христа от Девы. Церковная поэзия (в песни: «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос...») берет из этого пророчества образы и включает новозаветное понимание древних предвидений. Кончается этот сон предсказанием Даниила о грядущем Новом Царстве, которое не будет никем разрушено, не пострадает при смене поколений, не достанется завоевателю, словом, будет вечным, как вечным будет и его Царь, и все верные Ему.
Читается эта паремия на Рождество как преобразование рождения Христа от Девы, начала Его духовного владычества. Для верных христиан оно начинается уже теперь в Церкви.
Книга пророка Исаии (IX, 6–7)
Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
В следующей паремии пророк восхваляет Отроча, рожденного Девой. Он как бы смотрит через даль веков в Вифлеемские ясли и радуется, что Сын Божий стал Сыном Человеческим. Как Бог Он Властитель, Князь мира. Однако, воплотившись, Он берет бремя начальствования не как властелин вселенной, а как искупитель грехов мира. Бремя грехов так тяжело, что поднять его может лишь Бог. Он, участник Великого Совета Св. Троицы, будет Ангелом, то есть посланником, посредником, вестником любви Отчей к роду человеческому. Вся Его жизнь чудесна, и для всех Он может быть советником, в чьих советах не будет запутанности и ошибки. Князем мира Он будет по любви, доказанной крестной жертвой. Особенностью Его любви будет свобода ответить на любовь любовью. Противящиеся Ему встретят в Нем не мстителя, а Судью. Отцом будущего века Он назван потому, что всем верным даст вечное блаженство с Ним. Власть Его, духовная теперь и всеобщая в будущем, распространится на всех, хотят ли этого народы и каждый человек в отдельности или нет. В Царстве Его будет правда и мир, потому что Бог Отец хочет победы добра и конечного блага всему миру, обезображенному грехом и страданиями.
В праздник Рождества Христова это пророчество читается потому, что Церковь празднует исполнение его. Речь не о разорении врагов Иудейского царства времен Ахаза (они были для Церкви прообразом врагов Христовых на все времена), но о победе Церкви Божией над всем миром, всеми врагами силой Христа, пришедшего в мир спасти всех верных. Если празднование Рождества Христова предваряется пророческим «с нами Бог», то конец Его деятельности на земле завершается обещанием: «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века».
Книга пророка Исаии (VII, 10–16; VIII, 1–4, 8–10)
И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз*. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, – и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. И пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется – дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!
* Спешит грабеж, ускоряет добыча.
Последняя паремия включает пророчество Исаии об Еммануиле. Начинается оно с предложения через пророка Ахазу царю знамения от Бога. Для чего? Чтобы уверить нечестивого царя в том, что Господь не оставил детей Своих. Он сумеет защитить их. Это было сказано в период серьезной военной опасности. Ахаз сказал, что не будет ничего из заповеданного нарушать («Да не искусиши Господа Бога твоего» – Втор. VI, 16). Божественная помощь в его глазах была чем-то нереальным, он не верил в это и не надеялся на нее. Ему казалось более надежным договориться с царем Ассирии, которому он собирался послать посла с дарами (4 Цар. XVI, 7). На это пророк сказал, что ему лишь усложняют жизнь, мешая Господу помогать и хранить их. Они – это не один Ахаз, но весь род Давидов. Все они разделяли неверие своего царя. И несмотря на это, пророк подчеркивал, что если они не думают о Боге, то Бог думает о них. Знамение Его милости явлено будет дому Давидову, и станет из этого явления ясно, что враждебные замыслы сирийского и израильского царей не увенчаются успехом. Знамением этого будет рождение от Девы Еммануила. В переводе это значит – «с нами Бог!» Бог будет с народом Своим, Бог будет потомком Давида, Бог будет сыном Девы. Его явление в мир ознаменуется чудом. Собственное имя Избавителя Иисус. Еммануил – имя нарицательное и имеет многие другие значения (например, «Великого совета Ангел» или «Отец будущего века» и др.). Чем могло обрадовать такое знамение, которое исполнится через 700 лет, людей, боящихся войны и поражения в ней от союзных войск в ближайшее время? Тем, что само пришествие в мир Бога во плоти утешительно, но еще более тем, что родится Он (когда бы это ни произошло!) среди рода Давидова. Значит – а это уже каждый поймет – род этот не уничтожат никакие войны. Что Он родится от Девы, то это и должно быть, ведь явление Бога в мир должно быть чудесным, сверхъестественным. Говоря о Еммануиле, пророк подчеркивал, что Он будет и Богом истинным, и человеком как все. Во младенческом возрасте Ему понадобится пища, как всем младенцам, пока они не подрастут настолько, что сумеют отличить добро от зла. Пророк называет из всех нужных продуктов масло и мед, как наиболее питательное и ценное в младенческом возрасте. Характерной чертой Богомладенца будет даже бессознательное отвращение от всякого лукавства и стремление ко благу.
Возвращаясь снова к тревожному ожиданию нападения со стороны объединившихся для этого Израильского и Сирийского царств, пророк Исаия передает повеление Господне написать свиток, то есть взять новый и большой лист пергамента (такие листы потом свертывались в свиток) и написать: «Магер-шелал-хаш-баз» (т. е. «спешит грабеж, ускоряет добыча»). Понять это следовало так: царства, грозящие Иудее, будут разграблены и станут добычей Ассирии. Пророк взял как свидетелей двух человек: священника Урию и левита Захарию. Они пользовались авторитетом у всех. Слово, написанное на свитке, стало именем сына пророка, родившегося в это время. Грозное пророчество должно было исполниться еще до того времени, когда его сын научится говорить «мама». Об исполнении пророчества повествует 4 книга Царств (XVI, 7 – 9) и 2 книга Паралипоменон (XXVIII, 16).
«С нами Бог». Эти слова звучат как гимн, который особенно близок тем, кто надеется на помощь Божию. Это надо помнить и тем, кто восстает на верных Богу, и тем, кто ищет этой верности, которая не в словах, а в силе веры.