Rambler's Top100
   

Собор архангела Михаила


ГлавнаяПраздникиСобор архангела Михаила

Малая и Великая вечерняТолкования паремийУтреняЛитургия

Месяца ноемвриа в 8 день

Собор святаго архистратига Михаила, и прочих безплотных сил


Книга Иисуса Навина (V, 13 – 15)

Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

Первая паремия из книги Иисуса Навина о моменте явления человека с обнаженным мечом Иисусу.

Иисусу Навину предстояло овладеть укрепленным городом Иерихоном, чтобы все израильтяне могли двинуться вглубь страны. Иерихон был пограничной крепостью, окруженной высокими и прочными стенами. Иисус лично хотел осмотреть стены Иерихона, чтобы решить, где удобнее начать приступ. Занятый этими планами, он не заметил, как перед ним оказался незнакомец с обнаженным мечом. Обнаженный меч означал готовность напасть на военачальника. Иисус не испугался, смело шагнул ему навстречу с вопросом: «Наш ли ты или от неприятелей наших?» Явившийся оказался ни врагом, ни израильтянином. Он сказал о себе: «Я Архистратиг Силы Господней». Силой Господней или воинством Господним Писание называет Ангелов. Они как воины окружают престол Божий, сохраняя строгое подчинение Ему и чиноначальникам, всегда готовы защищать верных Его и поражать врагов (3 Цар. XXII, 19). Силою Господней называли и народ израильский (Чис. XIV, 17), потому что он призван был стать орудием Господа среди людей и, если надо, сокрушать врагов Его с оружием в руках. Явившийся Иисусу Навину с обнаженным мечом не только говорил о себе как о началовожде, но и о своей готовности помогать израильтянам в трудном завоевании Ханаанской земли. Иисус поклонился вождю Небесных Сил до земли и выразил готовность сделать все, что он повелит. В ответ он услышал повеление снять обувь, потому что место священно. Иисус мог вспомнить, что те же слова были сказаны Моисею в купине. Моисей полагал, что слышит Ангела, но в ответ узнал от Него, что с ним говорит Бог Авраама, Исаака и Иакова. Иисус Навин тоже из повеления, касающегося благоговения к месту явления, мог заключить, что и ему в этом случае явился Сам Бог. Место Его явления имеет значение храма. Чуть дальше уже прямо от лица Божия будет речь: «Вот Я в руки твои передаю Иерихон». Но почему тогда Господь называет Себя Архистратигом Силы Господней? Потому что к Господу как посреднику между Богом Отцом и людьми, как вестнику и исполнителю Божественных предопределений, как к Предвечному Слову, проявляющему для людей невидимого Бога, относятся и наименования: «Великого Совета Ангел» (Ис. IX, 6), «Ангел завета» (Мал. III, 1).

Книга Судей (VI, 2, 7, 11 – 24)

Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления. И когда возопили сыны Израилевы к Господу на Мадианитян. И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиазереву; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя. [Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека. [Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего. Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом (Мир). Он еще до сего дня в Офре Авиазеревой.

Вторая паремия повествует о призвании Гедеона. После смерти Иисуса Навина израильтяне терпели притеснения от различных завоевателей, потому что отступили от Господа и стали идолопоклонниками. Одними из жестоких властителей Израиля были мадиамляне. Они опустошали их поля, угоняли скот, вынуждали израильтян прятаться от них в пещерах, ущельях, где только можно, чтобы только спастись, выжить. Бедствия заставили вспомнить о Господе и воззвать к Нему о помощи. В результате их раскаяния посылается им помощь через Гедеона, который призван освободить их от Мадиама. Гедеон видит странника (судя по жезлу), присевшего под дубом. Сам он занят делом, ему надо смолоть пшеницу. Перевод «на гумне» неточен. Греческий и еврейский текст говорит о точиле, то есть таком месте, которое можно устроить в скале или вырыть в саду, но не на виду, как обычно гумно делается. Гедеону надо было прятаться и спешить, чтобы не отняли пшеницу. Он, вероятно, совсем не обратил внимания на странника под дубом, но тот сам приветствовал его обычными для того времени словами: «Господь с тобою...» Гедеон принял их за обычную вежливость и сказал о том, что его волновало: если бы Господь был с нами, разве бы терпели мы столько зла? И где Его чудеса, о которых вспоминали отцы наши? Теперь мы отвержены Богом и преданы Мадиаму. Гедеон занят своими мыслями и не интересуется тем, кто перед ним. Неожиданно для себя он слышит повеление идти в крепости и спасти Израиль от Мадиама. «Я посылаю тебя» звучит совсем так, как когда-то слышал Моисей из купины, когда призывал спасти Израиль от фараона. Гедеон начинает догадываться, что это ему сказано, как когда-то Аврааму, Самим Богом. И если раньше он обращался к собеседнику, называя его «господин», то теперь – «Господи». Однако целиком увериться в том, что с ним говорит Господь, Гедеону трудно. Трудно и представить себе, что это надо ему исполнять такое повеление. Об этом он прямо говорит: кто я такой, чтобы мне поверили, чтобы меня послушались? Я из той «тысячи» (единица в административном делении), которая в колене Манассиином считается худшей. Вероятно, худшей по недостатку сильных, богатых, влиятельных людей, а может и по численности много меньше своего названия тысячи. Привлечь других немыслимо из-за постоянной розни. Даже в своей семье я самый младший, и потому кто из старших послушается и подчинится мне? Тем более, что мадиамские полчища как саранча умножились и истребляют все на пути. Господь ободряет Гедеона обещанием: «Я буду с тобой, и потому ты справишься с Мадиамом, как справился бы с одним человеком». Гедеон знает, что только Богу возможно сотворить такое чудо, но до конца он еще не удостоверился, еще просит для своего уверения знамения от Бога. Чтобы знамение было действенным, он просит подождать, пока пойдет и приготовит жертву. Он хочет, чтобы что-нибудь знаменательное произошло с жертвой и слышит: «Это Я», то есть Тот, о Ком ты хочешь увериться, и Я подожду, пока ты вернешься. Гедеон пошел домой, заколол козленка, сварил его, напек опресноков, положил в корзину, а бульон налил в горшок и принес все это гостю. Вероятно, он боялся сразу принести жертву (в жертву приносили сырое мясо животного, варить не надо было), решил поступить как Авраам, то есть принять гостя как странника, предложить ему угощение, надеясь в тайне, что это угощение каким-то образом превратится в жертву. Гедеон получил то, чего желал. Ему велено было сложить хлеб, мясо у камня (или на камне), вылить сверху бульон (для жертвы нужно вино). Одно чудесное мгновение – и огонь без дров воспламеняется от прикосновения к камню жезла, все сгорает, и уже ничего нет перед Гедеоном. Он получил желаемое. Он убедился, что говорил с ним Бог. Убедился и испугался. Чего? Смерти, потому что сказано Моисею, что не останется жить человек, увидевший Бога. Пока не очень-то верил Гедеон, не боялся. Удостоверился – и пришел в ужас. «Мир тебе, не бойся, не умрешь», – услышал он в ответ. Оправившись от испуга, он создал жертвенник. Точнее, это был не жертвенник, на котором приносят жертву, а памятник, чтобы потомки помнили, что на этом месте мир сошел в душу Гедеона, мир от Бога, ему здесь явившегося, мир настал и для всего народа, когда наказаны были утеснители.

Это чтение из Книги Судей приурочено к празднованию в честь Ангелов и потому, что некоторые считали явление Гедеону Ангела или Архангела, но не Самого Господа. Если даже не разделять эту точку зрения, то и тогда можно приурочить этот отрывок к празднованию в честь Ангелов уже потому, что именем Ангелов Сам Господь Себя называет, что для Ангелов большая честь. Празднующие же в честь Ангелов не ошибутся в высоком о них мнении.

Книга пророка Исаии (XIV, 7 – 20)

Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас». Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем:«взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?» Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, – ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев.

Третья – о плачевной участи вавилонского царя в аду, где он будет, и об облегчении всей земли, освобожденной от его владычества. Вся земля радостно вздохнет, избавившись от мучителя. Упоминание кедра здесь не случайно. Обычно все завоеватели рубили кедры ливанских гор, чтобы там не прятались жители, не готовили нападение на поработителей, и чтобы еще больше ограбить страну, так как кедры эти составляли ее богатство, гордость и украшение.

Огорчение ада при виде плененного смертью недавно могущественного халдейского царя притворно. Этим только подчеркивается насмешка, злорадство над недавним владыкой, которого все боялись и ненавидели. Теперь вся слава его – ад. Она разобьется, как хрупкий сосуд, брошенный на землю и превратившийся в груду обломков. С чем сравнить такую резкую перемену в судьбе властелина, перед которым все трепетали? С падением Денницы, если бы она (утренняя звезда Венера) вдруг исчезла в лучах восходящего солнца. Этот образ возникает при сравнении потому, что Халдейский царь мечтал так высоко вознестись над всеми живущими на земле, что не только землей владеть, но подняться на небо, стать подобным Вышнему, Эту гордыню, высокомерие, безумство можно сравнить только с сатанинскими. «Во ад снидеши» – результат его. Достиг он этого тем, что разорял, опустошал землю, издевался над народами, обращал города в развалины, уводил пленных в чужие края, не разрешал возвращаться домой. Все это вызывает гнев Божий, который выразится в поражении царя, гибели его от руки врагов, лишении обычного, с почестями, погребения, искоренения всего его рода (не говоря уже о пленении души его в адских темницах, о чем уже говорилось). И все это за то, что землю Мою, т.е. Божию, погубил и народ Мой, т.е. опять Божий, избил. Этими словами пророк подчеркивает, что не забыл Бог ни земли, ни народа Своего, и уже это обязывает относиться к Нему с благоговением и благодарностью.

Почему пророческие слова о гибели земного властелина приурочены к празднованию в честь Ангелов? По мнению святых отцов, образ Денницы, сиявшей славой более других, можно сопоставить только с диаволом, который был первым светоносцем, но возгордившись, не захотел Бога признать источником света, но себя хотел приравнять к Нему, чтобы присвоить себе Его честь. Так говорят свв. Афанасий Великий, Григорий Богослов. Но если говорить о падении первого ангела, то надо сказать и о том, что не все ему последовали. Те, кто устояли в верности Богу, продолжают Его славословить под предводительством Архистратигов Михаила и Гавриила, охраняющих нас невидимо от козней отпавшего Денницы и подчиненных ему духов злобы. Связь беззакония, гордости и падения с одной стороны и смирения, верности и благодеяний с другой, утверждается примерами Денницы с демонами и Сил Бесплотных, чтимых Церковью, чтобы все могли на фоне мрачной гордыни и озлобленности оценить значение верности и смирения, которые Ангелам оставляют блаженство в сиянии Славы Божией, а людям открывают глубину радости в богообщении.

Малая и Великая вечерняТолкования паремийУтреняЛитургия

    Rambler's Top100